Холодильники «NO FROST»
Что такое холодильники с системой охлаждения NO FROST (FROST FREE)?
Чем они отличаются от обыкновенных холодильников со статическим охлаждением?
Какие из них надежнее и какие стоит покупать?
Эти и многие другие вопросы мне часто задают клиенты в ходе моей работы. В магазинах и на сайтах по продаже холодильной техники информации об этом нет, продавцы сами в таких тонкостях ничего не понимают, да и не удивительно. Ведь не каждый мастер сможет дать Вам исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся данного аспекта. Поэтому попытаемся не спеша во всем разобраться.
Начну с главного. В плане «конечного результата» холодильники c системой охлаждения NO FROST ничем не отличаются от обыкновенных холодильников. Они так же быстро охлаждают и замораживают продукты, так же тихо работают, поддерживают такую же низкую температуру, холодильный агрегат у них - компрессионный, имеет такой же принцип работы и т.д. Простой обыватель (а большинство людей в конструкциях холодильников не разбираются) не отличит их визуально при осмотре холодильника снаружи или внутри. Поэтому не надо бояться. Хотите купить NO FROST – покупайте NO FROST. Покупателю не важно, как устроен холодильник, лишь бы он был красивый и хорошо работал.
Теперь об отличиях.
В простом холодильнике испаритель морозильной камеры являет собой трубку, уложенную в змеевик, и закрепленную с нижней стороны полок для продуктов. Фреон, циркулирующий по ней, кипит внутри змеевика при низкой температуре (- 26 -29 °C), и все продукты, находящиеся в отсеках, охлаждаются путем естественной конвекции холодного воздуха. Холодильная камера охлаждается другим таким же змеевиком, расположенным за ее задней пластиковой стенкой.
В холодильнике NO FROST испаритель морозильной камеры представляет собой небольшой, но мощный радиатор (такой, как в автомобиле, только меньшего размера), в котором тоже кипит фреон при низкой температуре ( -26-29 °C), и который находится за фальшь-панелью и вырабатывает жесткий холод. Продукты в морозильной камере охлаждаются с помощью принудительной циркуляции холодного воздуха (вентилятором). Холодильная камера охлаждается от этого же испарителя и этим же вентилятором. (Исключение составляют некоторые модели холодильников с конструкцией корпуса SIDE\BY\SIDE, имеющие 2 испарителя и 2 вентилятора – по одному для каждой из камер.)
Суть системы NO FROST в том, что продукты, расположенные в морозильной и холодильной камерах, замораживаются (или охлаждаются) с помощью потока воздуха, который прогоняется через холодный испаритель(радиатор) специальным вентилятором, и направляется в камеры по специальным воздушным каналам, находящимся внутри корпуса холодильника.
Температура внутри морозильной камеры будет низкой (ок. - 18°C) за счет того, что именно в ней находится испаритель. Этому также способствует размер и количество выходных воздушных отверстий. Температура в холодильной камере будет выше (ок. +5°C), т.к. холодный воздух туда подается по узкому воздуховоду, на выходе из которого стоит специальный гидромеханический термостат-заслонка. Он автономный и автоматически регулирует подачу холодного воздуха к продуктам, реагируя на температуру в камере. В некоторых электронных моделях холодильников такая заслонка управляется отдельной электронной платой с микромоторедуктором.
Основная фишка в том, что холодильник с системой NO FROST не нужно размораживать вообще (теоретически). Практически же испаритель холодильника автоматически оттаивает каждые 6-8 часов. Чудес в технике не бывает. Намороженному инею (а его в таких холодильниках собирается очень много) надо куда-то деваться, иначе ребра радиатора быстро забьются снегом и перестанут пропускать поток воздуха и охлаждение прекратится. При разморозке талая вода по специальному каналу стекает в пластмассовый сосуд, установленный на мотор-компрессоре, откуда потом испаряется.
В простом холодильнике автоматическим режимом охлаждения и поддержанием температуры управляет терморегулятор (механический или электронный).
В холодильнике NO FROST кроме терморегулятора автоматика содержит еще и нагреватель испарителя, термозащитное реле, термозащитный предохранитель, таймер оттайки. Нагреватель освобождает радиатор морозильной камеры от снега. Реле в нужное время отключает нагреватель, переводя оттайку испарителя из активной фазы в пассивную. Предохранитель предотвращает перегрев испарителя и, как следствие, его повреждение и пожар. Таймер в нужный момент переключает режимы работы холодильника (заморозка или оттайка). Как видите, холодильники с такой системой охлаждения имеют усложненную автоматику.
В простом холодильнике циркуляция воздуха – естественная, а следовательно – медленная. Усушка продуктов происходит в течении длительного времени и почти не заметна.
В холодильнике NO FROST воздух нагнетается вентилятором. Скорость его большая, поэтому и усушка продуктов происходит быстрее. Но все-таки не настолько быстро, чтобы отказаться от покупки такого холодильника. Например, морковь, которую Вы поместите в ящик для овощей, подсохнет недели через три или через месяц. Это не вопрос. Держите продукты в пластиковых контейнерах, и проблема исчезнет.
Холодильники NO FROST, как и любые другие, изготавливаются в двух исполнениях: c электромеханическим управлением и электронным управлением.
Электромеханическое управление встречается реже, но оно предпочтительней, так как электронику отремонтировать или заменить трудней и в случае поломки, если вопрос с электроникой не будет решен, все равно придется менять ее на механику, а это дополнительные затраты (об этом читайте в статье «Замена электроники на механику».)
В электромеханических холодильниках терморегулятор, таймер оттайки и термозащитное реле и термозащитный предохранитель являются электромеханическими приборами и представляют собой отдельные элементы автоматики. Они всегда есть в продаже и их замена особой сложности не представляет.
В холодильниках с электронным управлением эти составляющие (кроме т.з. предохранителя) являются частью электронной платы с вытекающими отсюда последствиями. Собственно, электроника – одно из слабых мест в холодильниках NO FROST. Да и не только в них.
Не смотря на то, что это - холодильники NO FROST, т.е. «без наморозки», я все-таки рекомендую их размораживать хотя бы 1 раз в 2 года, открыв двери холодильника и отключив его от сети на 2-е суток (не менее). За долгое время работы при изменяющихся внешних условиях воздушные каналы со временем частично забиваются льдом, и циркуляция воздуха нарушается. Такая разморозка не повредит. Приурочьте ее к мойке холодильника.
И еще. Если Ваш холодильник с системой охлаждения NO FROST вдруг перестал охлаждать холодильную камеру, а в морозильной камере стал слабо морозить, то не торопитесь вызывать мастера. Сначала отключите его от сети и разморозьте с открытой дверью 2-3 суток. Потом включите. Возможно проблема исчезнет сама собой. Дело в том, что в таких холодильниках иногда происходит засорение сливного отверстия поддона испарителя, куда должна стекать талая вода, или сливной трубки. Засоряются они небольшими частичками продуктов и упаковки, которые попадают в поддон испарителя случайно через вентиляционные отверстия. Этому способствует и вентилятор, который засасывает весь этот мусор в воздушные каналы. Особенно это касается холодильников с верхними морозильными камерами, в которых расположение испарителя, его поддона и решетки обратных воздушных каналов «благоприятствует» засорению. После этого талая вода уже не может стечь в сливную трубу, заполняет поддон, а потом частично испаритель (если он находится в нише или в межкамерной перегородке) и воздушные каналы. Во время цикла работы холодильного агрегата вода превращается в лед, который мешает нормальной циркуляции воздуха, а соответственно и охлаждению продуктов. Если в этот момент отключить холодильник, то весь лед растает и возможно вода смоет мусор в нижний поддон, расположенный на мотор-компрессоре. Такое часто бывает. Если через несколько дней после включения холодильника в сеть все повторится снова, тогда будет точно известно, что имеет место поломка и без мастера Вам не обойтись. Что делать в таком случае, я рассказал в статье «Самодиагностика холодильника».
И последнее. О минусах, плюсах и неисправностях.
Неисправности.
Здесь я коснусь только нескольких симптомов поломок, характерных для холодильников NO FROST:
1. Повышение температуры в холодильной (до +15+20 °C) или морозильной (до минус 1– 5 °C) камерах. (Причина – испаритель забит льдом и снегом из-за нарушения цикла оттайки.)
2. Появление постороннего шума. (Причина – крыльчатка вентилятора задевает намерзший лед.)
3.Самопроизвольное выключение мотор-компрессора. (Причина – поломка электронного управления.)
4. Намерзание снега и льда в районе выходных воздушных отверстий или на полу в морозильной, а иногда и в холодильной камере. (Причина – засорение трубки слива конденсата.)
Минусы
1. Относительно высокая стоимость холодильника.
2. Повышенный расход электроэнергии. (По причине использования вентилятора, нагревателя оттайки, и из-за того, что после каждой оттайки холодильнику приходится выходить на заданный температурный режим, а это- 2-3 раза в сутки по 1,5-2 часа беспрерывной работы мотора. Хотя этот недостаток частично сглаживается использованием в современных холодильниках специальных мотор-компрессоров с пониженным энергопотреблением, работающих на хладоне R-600A.)
3. Повышенные затраты на диагностику и ремонт. (И то и другое занимает много времени и труда.)
Плюсы
1. Не требуется разморозка. (На одну головную боль меньше.)
2. Креативность. (Холодильник вроде как крутой.)
3. Отсутствие утечек фреона в испарителе морозильной камеры. (В отличии от холодильников со статическим охлаждением, где используются скрытые пластиком испарители холодильной, а иногда и морозильной камер, дающие со временем утечку фреона, испарители холодильников с системой охлаждения NO FROST утечек практически не дают по причине их постоянного обдува воздухом. К ним всегда есть свободный доступ. По моему мнению – это главный плюс.
Холодильники с системой NO FROSТ, если конечно они без электроники, техника надежная. Об этом я писал в статье «Покупка нового холодильника». Есть смысл их покупать. Если не удалось найти холодильник на механическом управлении, можете купить на электронном. Электронику на механику всегда можно заменить.
Желаю удачи!